Осень, Осень Оль-га. - Ru - Блог - Привет.ру
Популярный "трофейный" фильм времен советского проката о жизни, карьере, музыке и любовных романах короля вальса Иоганна Штрауса. В основе сюжета лежит вымышленная история любви композитора к оперной певице Карле Доннер. В то же время, единственный раз за всю историю кинематографа главным героем музыкально-биографического фильма стал не сам персонаж, а его творения. Волшебная музыка автора "Сказок Венского леса" в обработке бывшего гражданина царской России Дмитрия Темкина (1894-1979), единственная роль в кино оперной певицы Милицы Корьюс (1909-1980) (так же эмигрантки из России), очарование 2-кратной обладательницы "Оскара" Луизы Райнер (род. в 1910) в роли жены Штрауса и, наконец, блестящая режиссура мэтра французского кинематографа Жюльена Дювивье ("Пепе Ле Моко", 1937, "Мари-Октябрь", 1959, "Анна Каренина", 1948, "Бальная записная книжка", 1937, "Голем", 1936, "Дьявольски Ваш", 1968, "Дьявол и 10 заповедей", 1962) - вот составляющие бешеного успеха этого фильма. В октябрьское утро минувшего года в Таллинском порту было многолюдно. Когда паром "Регина Балтика", прибывший из Стокгольма, пришвартовался у пирса, и пассажиры стали сходить на берег, в руках у встречающих затрепетали звездно-полосатые американские флажки. В ЭСТОНИЮ прибыл новый Чрезвычайный и Полномочный посол США госпожа Мелисса Уэллс. В жизни дипломатов дальние переезды и смена резиденций - вещь обычная. Однако люди, встречавшие в таллинском порту нового американского посла, заметили явные признаки волнения на ее лице. Позже госпожа Мелисса Уэллс признает, что впервые в жизни за многолетнюю дипломатическую карьеру волновалась словно ребенок - что ждет ее в стране нового назначения. Почему? Да потому, что она прибыла на свою малую родину. Здесь, в Таллине, в 1932 году госпожа Уэллс родилась. Нарекли девочку при рождении по имени матери Милицей (позже имя американизировали и получилась Мелисса). Ее матерью была Милица Корьюс, чей чарующий голос и природная красота позже вызывали восторг у миллионов людей. Но тогда Милица Корьюс была всего лишь начинающей певицей, пытавшейся утвердиться на сцене и в жизни. По отцу она была эстонкой, и ей предстояло стать самой известной певицей из этой страны, когда-либо появлявшейся на сцене и экране. Впрочем, до сих пор в мире мало кто знает, откуда родом Милица Корьюс. А еще меньше известно, что с детства ее родным языком был русский. По-русски Милица Корьюс говорила, думала, пела. В семье и среди друзей ее называли кратким именем Мила. Тот, кто хотя бы раз видел фильм Жюльена Дювивье "Большой вальс", наверняка не мог отделаться от ощущения, что он заглянул в какой-то другой, потрясающе чистый и гармоничный мир. Вена прошлого века, музыка Штрауса, красивые люди, улыбки, непередаваемое людское единство... Картина вышла на экраны в конце 1938 года и имела фантастический успех. В то время Европа уже жила предчувствием грядущей войны. Может быть, поэтому внутренняя гармония фильма как бы взывала к человеческому разуму - люди, что вы делаете, вот мир, к которому надо стремиться. Это был один из немногих западных фильмов, который допустили к широкому прокату в СССР, где "Большой вальс" был принят с особой любовью. Об этом до сих пор вспоминают люди старшего поколения. Вот что, к примеру, я в свое время услышал от известного русского писателя Виктора Астафьева. Это было лет пятнадцать тому назад. Мы гостили у Астафьева в деревне Овсянка на берегу Енисея небольшой компанией журналистов, с которыми Виктор Петрович поддерживал дружеские отношения. Говорили о том, о сем - о прошлом, о войне, о странностях жизни. Кто-то спросил: - Виктор Петрович, а каким для вас впервые в жизни явилось ощущение счастья? - Знаете, ребята, это ощущение лично ко мне пришло в облике Милицы Корьюс, - ответил он. - Помню, как к нам в Игарку привезли фильм "Большой вальс". И я, пацан, отправился вечером на сеанс. Это было непередаваемое чувство, такого я прежде не испытывал. В тот вечер в моей мальчишеской душе открылось что-то новое. Милица Корьюс стала моим кумиром, символом счастья. Позже, на войне, когда было тяжело, я часто вспоминал Милицу Корьюс, фильм "Большой вальс", и от этих воспоминаний становилось легче... Наверное, многие современники Астафьева смогли бы сказать такие же слова об этом фильме. Милица Корьюс стала знаменитой в одночасье. О ней ходили легенды, в печати появлялись сведения о прошлой жизни звезды. Версии оказывались одна другой фантастичнее, что вполне объяснимо - Мила страшно любила всевозможные мистификации. Иногда она представлялась венгерской принцессой, называлась дочерью шведского генерала, выдавала себя то за немку, то за австриячку, то за польку... И лишь ближайшие друзья знали, что детство несравненной Милицы прошло в России - она училась в московской гимназии, жила в Киеве, вместе с отцом, офицером русской армии, переезжала из города в город. Годы становления Милицы Корьюс как профессиональной певицы пришлись на время жизни в буржуазной Эстонии. Но став звездой сцены и экрана, Милица Корьюс никогда и никому не признавалась, что она эстонка, что жила в Таллине, вышла там замуж и родила дочь. Она словно вычеркнула из жизни этот период. И, сказать по правде, не без причины. Ее отец Артур Корьюс был коренным таллинцем. Будучи родом из небогатой семьи, он всеми своими успехами был обязан личным способностям и трудолюбию. Судьба Артура Корьюса лучше всего свидетельствует, что в России прошлого века человек любой национальности мог занять достойное место в жизни, если у него хватало ума и трудолюбия. Скромный семейный достаток позволил Артуру закончить лишь уездное училище. Но он засел за учебники и экстерном сдал экзамены за полный гимназический курс. В 1891 году эстонский парень поступил добровольцем в российскую армию, служил поначалу во Владикавказе. А через пять лет, также экстерном, выдержал экзамен на получение офицерского чина в Одесском пехотном юнкерском училище. Женился он в Варшаве, позже семья жила в Киеве. Это была большая семья - у Корьюсов росло пятеро дочерей и один сын. Артур Корьюс был очень талантливым человеком - прекрасно знал несколько языков, обладал недюжинными педагогическими способностями, любил музыку, прекрасно играл на скрипке. До конца своих дней Милица считала отца своим первым учителем музыки. Рассказывают легенду, что А. Корьюс в совершенстве обучил немецкому языку сына одного из великих князей рода Романовых. За что в знак благодарности получил поистине царский подарок - скрипку работы знаменитого итальянского мастера XVII века Николо Амати, на которой он очень любил музицировать. Основным языком в семье был русский. Юная Милица мечтала об артистической карьере. Родные и близкие рано стали обращать внимание на удивительные вокальные способности девочки - абсолютный слух, блестящую музыкальную память, прекрасный голос. Про такое говорят - дано от Бога. Все считали, что Милице надо учиться на оперную певицу. Как знать, может быть она украсила бы своим именем историю русской музыкальной культуры, если бы не война, революция и распад империи. Невзгоды на семью посыпались сразу же с началом мировой войны. Подполковника Артура Корьюса отправляют в Московский округ командовать пехотным батальоном, где Милица учится в гимназии. Но в круговерти гражданской войны семья оказывается раскиданной по разным уголкам некогда единой России. Артур Корьюс, присягавший на верность императору, перебирается на родину в Эстонию. Служить большевикам он не собирается. Дети оказываются на самостийной Украине, в Киеве. В полном составе семейству Корьюсов уже никогда не суждено было собраться вместе. Вслед за отцом в Таллин перебирается его сын Николай, а позже - Милица. Артур Корьюс начинает делать в буржуазной Эстонии быструю военную карьеру: преподаватель и инспектор военного училища, старший адъютант военного министра, вскоре получает чин полковника. Однако в конце 1926 года по собственному желанию выходит в отставку. Что послужило причиной отставки? На этот счет нет точных сведений. Однако нетрудно предположить, что Артура Корьюса далеко не все устраивало в жизни Эстонии того времени. Равно как его дочь Милицу, которая переехала в Таллин во второй половине 20-х годов. ВПЕРВЫЕ появившись в Эстонии, она чем-то напоминала Золушку - две гимназистские косички, скромное (оно же и единственное) платьице, потрепанный чемодан с нехитрой поклажей. Однако в свои 17 лет Милица Корьюс уже успела повидать немало человеческого горя, познать лишения. Жизнь в Таллине была тихая, размеренная, по-своему благополучная - особенно после разрухи в России и на Украине. Но и здесь возникли свои проблемы. Главной проблемой для Милицы оказалось то, что она не знала эстонского языка. Вспомнить об этом стоит хотя бы потому, что именно тогда, в 20-е и 30-е годы, в Эстонии начались процессы, которые позже идеологи местного национализма назовут судьбоносными для эстонского народа. В эстонских городах в ходу были три основных языка - немецкий, эстонский, русский. Однако после обретения страной независимости в Таллине и Тарту все чаще стали раздаваться призывы к эстонизации местной жизни. В конце 30-х годов дошло до того, что многим людям пришлось менять фамилии, дабы сохранить должности на государственной службе. Сейчас такой подход в Эстонии вновь считают единственно правильным, всячески идеализируя довоенный опыт. Но в том, что национализм может быть ущербен для общества в целом, лучше всего убеждает судьба Милицы Корьюс, чей талант так и не стал достоянием эстонской нации. Почему? В Таллине Милица быстро нашла то, к чему давно стремилась. А именно - возможность профессионально изучать вокальное искусство. У нее оказались прекрасные преподаватели - русские интеллигенты, бежавшие из России от революции. По приезде в Таллин Милица Корьюс пошла учиться в частную музыкальную школу-студию, которую в начале 20-х годов здесь открыла Варвара Александровна Мелома. Выпускница Петербургской консерватории, прекрасный пианист и вокалист, Варвара Александровна в молодости совершенствовала свое искусство в Италии, позже выступала на оперной сцене. Она была необычайно отзывчивым человеком, могла бесплатно и до изнеможения работать с талантливыми учениками, хлопотала о субсидиях для одаренных детей, иным из них помогала отправиться на стажировку в Италию. Позже, после выхода на экраны фильма "Большой вальс", Мила пришлет в Таллин своей любимой учительнице по вокалу американский журнал, рассказывающий о фантастическом триумфе фильма, с надписью на русском языке: "Моей дорогой Варваре Александровне от горячо любящей ее Милицы Корьюс". Вторым учителем Милицы был Сергей Иванович Мамонтов, бывший концертмейстер Большого театра в Москве, также волею судеб оказавшийся в Эстонии. Два российских педагога помогли своей воспитаннице освоить лучшие традиции русской музыкальной школы. Мила делала быстрые успехи, поражая преподавателей увлеченностью и старательностью, с которой она относилась к учебе. По воспоминаниям современников, своим жизнерадостным характером и обворожительной улыбкой юная Милица Корьюс украшала любую компанию. Первые публичные выступления Милицы состоялись также в Эстонии. Она дебютировала перед русской публикой в Таллине и Нарве. Партнерами Милицы Корьюс по сцене были Карл Отс (отец Георга Отса) и молодой талантливый пианист Владимир Павда. На концертах аккомпанировали бывший профессор Петербургской консерватории Артур Лемба и прекрасный дирижер того времени Архангельский. Русскую публику голос молодой певицы очаровывал. Вот как описывала газета "Нарвский листок" в мае 1929 года появление молодой певицы на местной сцене: "Г-жа Милица Корьюс, обладательница необычайно гибкого и богатейших оттенков голоса, певица, которой принадлежит большое будущее, имела на концерте исключительный успех". Увы, в эстонской среде большого будущего Милице Корьюс никто не обещал. Да и вообще на нее смотрели как на чуждый элемент для местной культуры. Причиной тому оказались вовсе не вокальные и артистические данные, а ...слабое знание эстонского языка. Это может показаться невероятным,